Умеем ли мы самостоятельно мыслить?
опубликовано в
Портал (Агентство)
07 января 2013
Уверен, внутри каждого из нас есть яркая творческая индивидуальность. Вполне возможно, что она зажата какими-либо книжными постулатами, догмами, нормами воспитания, образования, общественного мнения, политическими идеологиями, телевизионной пропагандой, рекламой и т.п. Может быть, дать ей полную свободу, освободить от рамок, которые мы сами устанавливаем? Думаю, каждый теперь уже знает, что у человека есть полная свобода, свобода выбора пути. Умеем ли мы ей пользоваться? И как? Может быть, мы сознательно ограничиваем свою свободу, даже в мыслях, ограничиваем свою мысль?
Приведу не очень скромную, но жизненную цитату с N-го форума в интернете:
«Секс - вещь хорошая. Но это только одна сторона жизни. Жизнь ведь намного богаче, разностороннее. В ней есть и любимая работа, и захватывающие приключения, подвиги, творчество, движение к цели, интересы, познание неизведанного и открытие нового, прыжки с парашютом и игра на фондовой бирже, исследование океана и контакты с инопланетными цивилизациями, создание музыки и футбол. Зацикливаться только на сексе, по-моему, глупо. Жизнь-то всего одна! И прожить её надо так, «…чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" - М. Горький, кажется, сказал. Думать надо СВОЕЙ собственной головой. А не головой соседа. Если вам "базары" ваших знакомых, мягко говоря, не интересны -- общайтесь с другими людьми. Ищите другой круг людей. На себя со стороны попробуйте взглянуть. Что вы из себя представляете, если откровенно, без понтов?
Есть у вас хоть какие-либо Цели по жизни? Не цельки, типа купить новую крутую мобилу, а Цели? Такие, чтоб на всю жизнь хватило добиваться? Человек без Цели -- биоробот, он как все -- жрёт, спит и с...т. Ну и, конечно, сексом занимается. Жить как все - намного проще, легче. Думать не надо, смотри, как все делают, и повторяй за ними. Все пошли на модную дискотеку - и я с ними, все качаются - и я буду, все пошли водку жрать - и я с ними, все пошли с прохожих шапки снимать - и я туда же. Нет тут места для собственных мыслей, для собственных решений. Некогда думать - делать надо. На шухере стоять. Так вот, надо пытаться самостоятельно мыслить. Мыслить - это не задачки по алгебре решать, это трудно и порой страшно, мыслить - это значит НЕ ВЕРИТЬ собственным глазам и ушам. Восход солнца люди наблюдали тысячи лет, и все прекрасно видели, что Солнце вращается вокруг Земли. А вот когда один мыслящий человек стал доказывать, что всё обстоит наоборот, -- это, мол, Земля вокруг Солнца крутится, его чуть на костре не сожгли. Мыслить, значит действовать НЕ КАК ВСЕ, а как того ТРЕБУЕТ САМА ЛОГИКА ВЕЩЕЙ. У всего, что происходит вокруг нас, есть своя логика -- необходимость. Земля вращается вокруг Солнца -- НЕЗАВИСИМО от нашего мнения, от того, как нам оно кажется или как нам хотелось бы. Насчёт любви. Конечно, и встретишь, и полюбишь, какие ваши годы. Только вот кого ты встретишь, зависит в некоем роде и от тебя самого. От того, КЕМ ты станешь по жизни. Люди как рыбы: караси тянутся к карасям, щуки к щукам. Подобное притягивается к подобному. Отсюда вывод: хочешь, чтоб к тебе притянулось что-то доброе, умное и красивое -- САМ СТАНЬ ТАКИМ. Вылези из своего болота, ибо ОНО (доброе, умное и красивое) - любит простор, и свободу, и свежий воздух»
Далее:
"Что такое мышление, интеллект?
Откуда они берутся? Кому человек обязан способностью мыслить? Можно ли в этом вообще разобраться? Такой круг вопросов рассматривает в своей работе интересный мыслитель, философ Эвальд Ильенков. "Философия и молодость" - так называется его статья, из которой привожу небольшой отрывок. ...Будем исходить из того, что ум – это факт. Такой же факт, как и его отсутствие – глупость. Против этого утверждения никто, по-видимому, возражать не станет. В жизни мы без труда отличаем умного человека от дурака и делаем это на основании простого житейского опыта, на основании достаточно очевидных фактов. Из таких фактов и будем исходить. Мы редко тут ошибаемся, а если и ошибаемся, то обычно ненадолго. Даже дурак дурака видит издалека. Даже в том случае, если он сам себя таковым и не считает. Однако понимать факт – пусть самый очевидный – дело более трудное, и тут мы сразу же вступаем на почву философии, на почву науки об уме, о мышлении. Послушаем, что говорит на этот счёт один философ, попытавшийся дать себе честный и трезвый отчёт в том, что сам – как и все люди – понимал и понимает под этим обычно безотчётно употребляемым словом – «ум». Ответить на вопрос, что такое ум, легче всего, наверное, сравнив факт бесспорного наличия ума со столь же бесспорным фактом его отсутствия. Так этот философ и сделал. И получил общее, пусть предварительно-приблизительное, но зато вполне бесспорное определение. Умный человек – в отличие от глупого – даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из них ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т. е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения... Достаточно общо, но зато достаточно бесспорно. Есть возражения? Если нет – пойдём дальше, следуя за этим философом.
Откуда они берутся? Кому человек обязан способностью мыслить? Можно ли в этом вообще разобраться? Такой круг вопросов рассматривает в своей работе интересный мыслитель, философ Эвальд Ильенков. "Философия и молодость" - так называется его статья, из которой привожу небольшой отрывок. ...Будем исходить из того, что ум – это факт. Такой же факт, как и его отсутствие – глупость. Против этого утверждения никто, по-видимому, возражать не станет. В жизни мы без труда отличаем умного человека от дурака и делаем это на основании простого житейского опыта, на основании достаточно очевидных фактов. Из таких фактов и будем исходить. Мы редко тут ошибаемся, а если и ошибаемся, то обычно ненадолго. Даже дурак дурака видит издалека. Даже в том случае, если он сам себя таковым и не считает. Однако понимать факт – пусть самый очевидный – дело более трудное, и тут мы сразу же вступаем на почву философии, на почву науки об уме, о мышлении. Послушаем, что говорит на этот счёт один философ, попытавшийся дать себе честный и трезвый отчёт в том, что сам – как и все люди – понимал и понимает под этим обычно безотчётно употребляемым словом – «ум». Ответить на вопрос, что такое ум, легче всего, наверное, сравнив факт бесспорного наличия ума со столь же бесспорным фактом его отсутствия. Так этот философ и сделал. И получил общее, пусть предварительно-приблизительное, но зато вполне бесспорное определение. Умный человек – в отличие от глупого – даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из них ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т. е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения... Достаточно общо, но зато достаточно бесспорно. Есть возражения? Если нет – пойдём дальше, следуя за этим философом.
Стало быть, ум – умение соотносить некоторые общие, усвоенные в ходе образования, пусть самого элементарного, пусть самого высшего, истины с фактически складывающимися в жизни и потому каждый раз неповторимыми, каждый раз непредусмотренными, каждый раз неожиданными и индивидуальными стечениями обстоятельств. Выражаясь высоким философским стилем, – умение «опосредовать общее с единичным, с индивидуальным, с особенным». Умение определять, подходит ли данный неповторимый случай под заданное тебе культурой «правило» или не подходит? Относится ли к данному случаю все то, что известно тебе из твоего собственного опыта, из школы, из науки, со слов других людей, или не относится? Или, может быть, ты столкнулся тут с таким случаем, где оказывается недостаточным все то, что ты знаешь, где нельзя повторять уже известное, а приходится самому ломать голову, пытаться понять самому? Да, ситуация, достаточно строго позволяющая констатировать наличие или отсутствие собственного ума. Или просто ума, ибо ум бывает только собственный – чужим умом век не проживёшь, обязательно рано или поздно попадёшь в условия такого «эксперимента», который и обнаружит – есть у тебя ум или нет его.
Отсюда следует и дальнейший вывод: ум можно определить как способность выносить суждение о единичном факте с высоты усвоенной тобою общей культуры. Само собой понятно: чем выше культура (запас усвоенных тобой знаний, общих истин), тем лучше, тем больше простора для обнаружения ума. Но если нет способности (умения) самостоятельно соотносить этот запас с индивидуально неповторимой ситуацией – ума нет вообще. Есть его отсутствие – глупость. Даже при огромном запасе знаний...".
От себя лишь добавлю, что умение самостоятельно мыслить подразумевает ещё: надеяться только на себя, не бояться смотреть правде в глаза, принимать всё как есть, оперировать фактами, умение принимать решения, самостоятельно действовать, нести ответственность за свои действия.
Да, ещё барон Мюнхгаузен, кажется, сказал: «Все самые большие глупости на Земле делались с серьёзным выражением лица».
Вселенная - это одна большая загадка! Чем больше мы познаём её, чем больше тайн разгадываем, тем больше у нас вопросов к ней. И так было всегда! Один древний мудрец так говорил своим ученикам: "Пусть песок, на котором мы стоим, есть всё Неизведанное. Ваши знания давайте обозначим вот таким кругом. - Мудрец начертил на песке небольшой кружок. - Мои же познания глубже ваших, поэтому и круг мой будет шире. А линия окружности - это граница между Знанием и Неизведанным. Теперь сравните, чья окружность длиннее - ваша или моя? Вот и получается, чем больше я познаю, тем больше Неизведанного граничит с моими знаниями". Мы много чего знаем. Но!, не знаем-то мы ещё больше! Учитесь самостоятельно мыслить! Самостоятельно ставить и решать проблемы. Только так можно продвигаться вперёд. Ищите трудности - они сделают вас сильнее! Шара небесная - это выдумка самых настоящих балбесов! Только своим трудом, своим потом и кровью, своими ошибками - можно двигаться вперёд".
Когда-то я выбрал путь мужества и отваги. И не прогадал...
Данная тема - не что иное, как ответная пощёчина за угнетение и обман всех народов, населяющих территории современной России и сопредельных государств. Делаю это как дань уважения традициям и культуре всех наших мудрых предков.
Благодарю все Силы за сотрудничество и помощь, оказанную мне в этом.
Кокорин Василий Анатольевич, г. Ярославль.
Кокорин Василий Анатольевич, г. Ярославль.
Поделиться в соц. сетях